Warning: Constants may only evaluate to scalar values in /home/users/a/aleksandraole/domains/xn--160-mddi3aynhz6d9a.xn--p1ai/wp-content/plugins/easy-fancybox/easy-fancybox.php on line 40
МБДОУ ЦРР "Детский сад №160 "Крепыш": Музыкальная страничка

postheadericon Музыкальная страничка

 Консультация «Слушаем музыку дома»

 

Чтобы воспитать у детей интерес к слушанию музыки, развить музыкальное мышление и творческое воображение, 

важно  помочь ребёнку услышать музыку, понять её, запомнить. Для этого можно дома вместе с ребёнком послушать музыку и поиграть, пофантазировать.

  1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать
  2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
  3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
  4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
  5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите диск с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
  6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
  7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы — либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

Игра «Кукла»

Музыкальное моделирование.

  1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами: гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. (Чайковский «Болезнь куклы»)
  2. Но вот с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Вальс»)
  3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Новая кукла»).

 Игра «Упрямая подушка»

 (Снятие общего напряжения)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай  прогоним упрямок. Ребенок бьет кулаками в подушку (Чайковский Увертюра «Буря»). Далее, взрослый предлагает послушать,  все ли упрямки убежали из подушки? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и убежали.  Их больше нет» – отвечает взрослый.  (Этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

 

«Классическая музыка в жизни ребёнка»

Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка. Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагог–психологов):
Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ; Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся.
Шопен. Вальсы ; Штраус. Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.
Моцарт. Маленькая ночная серенада; Вивальди. Времена года («Весна»); Брамс. Венгерские танцы — поднимают общий жизненный тонус: улучшают самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности. Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом.  Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

 

Роль театра в жизни дошкольника

 

Театр – искусство прекрасное!

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по —  настоящему,

Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!
(К.С.Станиславский)

 

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, — создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ».

Таким образом, инсценирование  — это важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в  различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место », — утверждал Б. М. Теплов.  Театральное искусство – сложный и прекрасный вид человеческого творчества, позволяющий переживать новые эмоции, обогащать внутренний мир, учиться на чужих ошибках. Наблюдая за сюжетной линией на сцене, дети и взрослые погружаются в другую реальность, чувствуют, сопереживают, открывают скрытые внутренние позывы и желания, начинают лучше себя понимать.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во — первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность —  это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Дети, в отличие от взрослых, все вокруг воспринимают через чувственную сферу и для полноценного, качественного развития им важно получать большое количество разнообразной информации об окружающем мире, получать разнообразный опыт. Переживая сюжет сказки, рассказа, постановки карапузы получают варианты для решения разнообразных ситуаций, вырабатывают положительные качества характера, взрослеют.

Приобщение к театру можно начинать после трех лет. Пройдя этап знакомства с различными вариантами ролевых игр именно к этому возрасту у карапуза появляется острое желание познавать окружающий мир не только при помощи предметной и игровой деятельности, но и в духовном плане. Именно в этом возрасте советуют познакомить кроху с настоящим театром.

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Польза от пантомим

Как от всякой игры, из игр в пантомимы ребенок может вынести многое. Его актерские навыки будут улучшаться раз от раза. Ребенок быстро сможет изобразить любую эмоцию

Пантомимы позволяют ребенку улучшить память. Ведь, играя в подобные игры часто, хочется не повторяться и приходится запоминать, как в прошлой игре показывали то или иное животное. Особенно хорошо развивают память сказки, которые дети обыгрывают. Ведь здесь практикуется навык делать два дела одновременно. Ребенку приходится тренировать слуховую память. Ведь ему нужно услышать, осознать и придумать, что показать.

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал

оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные

и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали,

огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит

река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот

пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши,

лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами

сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и

рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий

воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Игра – пантомима «В гостях у сказки»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.

Показать, как Коза (Баба Яга, КраснаяШапочка и др.)

— смотрится в зеркало;

— пробует любимое блюдо;

— пробует нелюбимое блюдо;

— выслушивает комплимент;

— выслушивает замечание;

— садится на стул.

Игра – пантомима «Загадка»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие от-

гадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.

—в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен

покупателю или какой товар стоит на полке;

—в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

—отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

—отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.);

—отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);

—отгадать, какая на улице погода;

—определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек,

манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

 

Игра – пантомима «Если бы……..»

Цель: Развивать пантомимические навыки

 Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

— королевский трон,

— аквариум с экзотическими рыбками,

— костер,

— куст цветущих роз.

 Передать книгу друг другу так, как будто это:

— кирпич,

— кусок торта,

— бомба,

— фарфоровая статуэтка и т. д.

 Взять со стола карандаш так, как будто это:

— червяк,

— горячая печёная картошка,

— маленькая бусинка.

 Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

 Выполнять различные действия:

— чистить картошку,

— нанизывать бусы на нитку,

— есть пирожное и т. д.

Игра – пантомима «Скульптор и глина»

Цель. Развитие коммуникативных способностей.

Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале,

Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто —

«Глина».

Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей.

Затем играющие меняются ролями.

Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор.

После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.

 

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и  неустойчивость.  Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

 

                                   Игры на развитие эмоций

 

1.«Бабушка приехала»

Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.

2.«Игрушка-сюрприз»

Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку.

Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.

  1. «Облака»

Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок.

Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову.

Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.

  1. «Любопытный». Автор Чистякова М. И.

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил и ему очень захотелось узнать, что лежит в сумке. Мужчина шел быстро и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился возле прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой стороны, вытягивая шею и заглядывая в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки возле сумки, слега потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные теннисные ракетки. Мальчик разочаровано махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

  1. «Сосредоточенность». Автор Чистякова М. И.

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.

  1. «Усталость»

Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.

Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.

  1. «Чего я боюсь?»

Предложите ребенку, предварительно дав листы бумаги и цветные карандаши (или краски), нарисовать свой страх, то, что ребенок боится больше всего. Перед рисованием можно провести с ним беседу о страхах, какие они бывают, и попросить их рассказать о своих страхах, предварительно рассказав о своем, например: «Я тоже в детстве очень боялась…» После того как он нарисуют свои страхи, обратите внимание на цветовые решения рисунков. Можно также обсудить с детьми, что они изобразили. После беседы с каждым из ребят, предложите ребенку порвать свой рисунок со словами: «Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!» и выбросить в мусорную корзину свои рисунки.

Несколько примеров музыкальных коммуникативных игр.

Для младшей группы (3-4 года)

«Прятки с платочком»
Под музыкальное сопровождение дети и взрослый двигаются по залу. У взрослого в руках большой платок. С окончанием музыки дети приседают и закрывают глаза руками. Взрослый накрывает платком какого-нибудь ребенка, просит детей открыть глаза и угадать, кого нет? Кто спрятался?

«Солнышко ясное»
(модель игры И.Куркиной)
Один ребенок – солнышко. Он встает перед другими детьми и прячется. Можно за платок или за ширму. Дети поют: «Солнышко ясное, выходи! Солнышко ясное, посвети!» Ребенок – солнышко выходит. Дети протягивают ему руки ладонями вверх и поют: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!» Под музыку ребенок – солнышко ходит, гладит всех по очереди по ладошкам, а в конце музыки выбирает новое солнышко.
Музыкальное сопровождение нежное и светлое.

«Каравай» — всем известная и очень эффективная коммуникативная игра, в которую можно играть не только на день рождения.

«Флажок»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Слова:
Дети встали в кружок, увидали флажок,
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
Выйди, Саша в кружок,
Возьми Саша флажок.
Всем ребятам помаши
И обратно положи.

Ход игры: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Воспитатель с детьми идет по кругу и произносит текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место. Затем игра продолжается.

«Веселый бубен»
Эта игра легче проходит с детьми средней группы, или в младшей группе во второй половине учебного года.
Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.

Слова:
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас сыграет нам.

Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.

Игры для детей средней группы (4-5лет)

 «Здравствуй, милый друг»

К этой игре есть музыкальное сопровождение. (Сл. и муз. И.Куркиной)

Цель игры: после движения врассыпную уметь быстро находить пару, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные движения.
Содержание: Взрослый говорит:
«Отправились как-то ножки путешествовать по дорожке…»
Под музыку дети двигаются по залу.

«Зашагали ножки топ – топ –топ,

Прямо по дорожке  топ –топ – топ,

Ну – ка веселеее топ – топ – топ,

Вот как мы умеем то – топ -топ».

По окончании слов дети ищут себе пару.
Стоят в паре, выполняют несложные музыкально-ритмические движения

В конце дети обнимают друг друга и игра повторяется.
«Отправились ножки снова по дорожке!»

При каждом повторении музыкальный руководитель меняет характер музыкального сопровождения и дети двигаются в соответствии с ним: марш, бег, подскоки, крадущийся шаг и т.д.

Игра «Угадай, чей голосок»

Правила: Ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу и поют:
(Имя) мы сейчас в лесу,
Мы зовём тебя, АУ.
(Имя) глазки закрывай,
Кто позвал тебя узнай.

Взрослый показывает на любого ребенка из круга и тот пропевает (зовет) имя того, кто стоит в кругу. Ребенок в кругу отгадывает, кто его позвал и меняется с ним местами. Игра продолжается.
Игру можно усложнить, пропевая не имя, а просто «Ау».

«Мы встречаем друзей вот так» (с ускорением)

Цель игры: доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение.
Помимо коммуникативных задач, в игре дети учатся выполнять танцевальные пространственные перестроения: встречное движение в дух колонная и «расческа», продолжают закреплять понятия «право-лево».

Ход игры: дети стоят в двух шеренгах, на расстоянии 4-5 шагов от цента, напротив друг друга и каждый знает своего партнера, т.е. того, кто стоит напротив.
Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения:

Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» — кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»)
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачиваем 2 раза сцепленные руки, перекрещивая их и разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»)

Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями-шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа», «прочес»). Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру.
Игра повторяется, но уже в более быстром темпе (музыкальное сопровождение и пение каждый раз ускоряются).

Не каждая средняя группа может усвоить игру в шеренгах, поэтому я провожу ее в круге, не особо акцентируя внимание детей на правой и левой руках. В таком варианте она возможна и в младшей группе. В этом случае слова заменяются на: «В серединку сойдемся – вот так! И назад разойдемся – вот так!» Или: «Мы спиной отвернемся – вот так! И лицом повернемся – вот так!» Перед повтором игры можно сыграть музыкальный проигрыш, чтобы хоровод успел покружиться.
В шеренгах игра лучше проходит у детей старшего дошкольного возраста.

«Платочки».
Цель
: развитие выразительности движений, чувство ритма и темпа, зрительно – двигательной координации.

Ход игры: дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку двигаются по залу и поют:

Я иду, иду, иду.
Друга я себе ищу.

Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:

Здравствуй, здравствуй дорогой,
Рад я встретиться с тобой.

Каждый берётся за кончик платочка своего друга и имитируют «пиление дров». При этом поют следующие слова:

Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость,
Мы танцуем хорошо, попрощаемся легко 
(машут платочком и идут искать новую пару).

Развитие слухового и зрительного внимания,  тактильной памяти.

Ход игры: Дети образуют круг и берутся за руки. В середине – ребёнок с завязанными глазами. Дети идут по кругу и поют:

Вот построили мы круг,
Повернёмся разом вдруг.
 Поворачиваются и идут в другую сторону.
А как скажем: «Скок-скок-скок», (эти слова говорит один из детей),
Угадай, чей голосок?
Поскорее обернись,
Своей рученькой коснись.
Торопись, отгадай,
Поскорее отвечай.

«Жмурка» старается угадать по голосу, кто его позвал.  Если не угадывает, то старается узнать на ощупь.

Колпачок.

Цели: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, напр. в танцевальной.

Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок — «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»

Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

«Танцуй сколько хочешь. Выбирай, кого захочешь»

Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

«Друзья»

Достаточно сложная музыкальная игра со сменой партнеров и быстрым темпом, но если дети ее осваивают, то играют охотно и с большим наслаждением.
В игре дети знакомятся с таким понятием, как внешний и внутренний круг.

Побежали, побежали парами скорей,           парами бегут, взявшись за руки
И друг другу погрозили:

«Ссориться не смей!»                                          грозим пальцем
Хлопнули в ладоши,                                               хлопают в ладоши друг друга.
Крепко обнялись
Пару поменяли,                                                   внешний круг меняет партнеров
И за руки взялись.

«Шел козел по лесу»                 

Игра с постепенным включением всех детей.
Ход игры
: Игроки образуют круг. В центре – водящий..

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,            (водящий выполняют движения по — тексту)
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу,  (выбирают себе пару из круга)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем…
И ножками потопаем….
Давай с тобой покружимся, и навсегда подружимся!

(Пара расходится и каждый участник становится водящим, выбирая себе новую пару, пока все дети не будут выбраны).

Ты шагай

Дети ходят под музыку, поют и выполняют движения по тексту.

Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся ладошкой, и своей красивой ножкой.
Плечиком и локотком и конечно язычком….ДОБРОЕ УТРО! (или день, или вечер)

Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко,
Пальчиками, кулачком и, конечно, язычком…..ЗДРАВСТВУЙ!

Ты шагай, ты шагай, своей дорогой не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.
Погладь друга по макушке и шепни секрет на ушко,
Поздоровайся бочком и, конечно, язычком…..ПРИВЕТ!


«Тряпичная кукла»

И.П.: дети объединяются в пары.

Задание: один ребёнок в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребёнок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания:«кукла» полностью доверяет своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребёнок, который играет с «куклой», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

 

«Водитель машины»

И.П.: дети объединяются в пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины.

Под быструю музыку машины, управляемые водителями, двигаются в произвольном направлении. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания:тот, кто изображает машину, не открывает глаз, проверяя, правильно ли ведет «водитель», т.е. полностью доверяется своему партнеру по игре. «Водитель» ведет свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий».

«Дружба»

И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Ведущий стоит вместе со всеми в кругу.

Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в спокойном темпе в двухчастной форме (АВ) с многочисленными повторами танцевального куплета. Структура части А – предложение из двух одинаковых фраз.

Первая фраза части «А»  – ведущий  импровизирует приветственный жест или позу (взмах рукой, легкий поклон, приседание и т.д.) На вторую фразу ведущий повторяет свои движения  вместе со всеми. Часть «В» — участники берутся за руки и покачиваются в такт музыке.

В каждом новом повторе части «А» происходит смена ведущего – по кругу, движения в части «В» остаются неизменными.

Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует приветственное движение.

«Космонавты»

И.П.: дети стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга – открытый космос.

Музыкальным сопровождением может быть любое произведение, связанное с образами космоса (музыка к мультфильмам или кинофильмам, эстрадные композиции, произведения современного авангарда с яркими сонорными эффектами).

Задание: послушать с закрытыми глазами музыку, представляя себе космическое пространство, а затем выйти в «открытый космос» – в центр круга. Двигаться нужно, не открывая глаз. Выходя из круга, ребенок должен сомкнуть за своей спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе», ребенок может кого-нибудь встретить. При этом нужно не повредить «неизвестный объект», прикоснуться к нему как можно мягче и осторожнее, постараться обойти его. Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно выходить несколько раз.

Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками.

Эталон выполнения игрового задания: многократность выхода «в открытый космос», стремление находить новые контакты и разнообразить свои движения.

 

«Имена»

И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий делает шаг вперед и представляет свое имя в каком-либо образе («Марина – как море», «Юля – как юла», «Антон – как мерседес» и т.д.), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передается каждому по очереди по кругу.

Эталон выполнения игрового задания:оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе  всех присутствующих.

«Бабочка и ветерок»

И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

Эталон выполнения игрового задания:«бабочка» угадывает движения «ветерка», подстраивается к пластике: не открывает глаз, не держится за руки водящего, а слегка касается его ладошек кончиками пальцев на протяжении всей игры.

 

Игра «Путаница»

Дети встают в круг, держась за руки, и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно «распутаться».

Игра «Ручеек»

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей в глубь ручейка  пары и т.д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение продолжается до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда и все остальные придут на свои места. Затем назначается следующая фигура.

 «Веселый хор»

Дети делятся на подгруппы (котята, щенята и т.д.) Каждая подгруппа поет 1 куплет знакомой песенки на слог «мяу», «гав» и т.д. Затем все поют хором, каждый  на свой слог.

Музыкальная- коммуникативная игра «Ку-ку».
(
Автор неизвестен) Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.
1 куплет: Я от тебя убегу, убегу…. на легком беге меняются местами – 3раза;
Спрячусь за деревом руки в кулачки закрыть лицо ладонями;
И скажу: «Ку-ку!» выглядывать справа, затем слева

Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.

2 куплет: Я от тебя уплыву, уплыву…. шагом меняются местами; махи руками (3 раза)
Спрячусь за лодочку присесть, закрыться руками «полочкой»
И скажу: «Ку-ку» встать, развести руки

Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.

3 куплет: Я от тебя улечу, улечу.. На легком беге меняются местами, взмахи руками. Спрячусь за дерево закрыться «полочкой» И скажу: «Ку-ку» развести руки

Проигрыш: повторить

4 фигура Я от тебя убегу, убегу (меняются местами имитируя быстрый бег)
Я от тебя уплыву, уплыву (меняются местами имитируя плавание)
Я от тебя улечу улечу (меняются местами имитируя крылья самолета)
Я так играю, я с тобой дружу – пожать правые руки
Я так играю, я тебя люблю – обняться

Проигрыш: Кружатся парой поскоками и «твист», хлопки. Дети занимают свои места.

Ссора

(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)

Два кота сегодня в ссоре-
Когти точат на заборе.
Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.
Успокойтесь, не сердитесь
И друг с другом помиритесь —
Чем побитыми ходить, лучше в мире добром жить!

(Дети меняются парами)

Игра с зонтиком

Вышли дети погулять,
Что-то солнца не видать,
Тучки собираются,
Дождик начинается.
(Имя) зонтик открывай,
Нас от дождика спасай!

(Ребенок берёт зонтик и укрывает 2 детей. Эти дети бегут по внешнему кругу, кто первый возьмёт зонтик, тот встаёт в круг).

 

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

– имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки

В средней группе:

–       участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем дошкольном возрасте:

–       инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

—         спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; — инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшем возрасте совершенствуем художественно – образные исполнительские умения.

В подготовительном дошкольном возрасте:

– инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;

—         спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; — инсценировки с использованием кукол.

Самое главное, чтобы подготовка к спектаклю не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребёнку. Надо помнить, что цель организации театра – это создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Return to Top ▲Return to Top ▲